КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер»

Назад к списку

В РФ могут вернуть «нулевое промилле» для водителей

14 апреля 2015 
Член Общественной палаты, руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев обратился к главе комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирине Яровой с просьбой вернуть вернуть "нулевое промилле" для водителей (письмо есть в распоряжении "Известий"). По его словам, отказ от "сухого закона" для автомобилистов привел к увеличению смертности на дорогах.  

 
В конце июля 2010 года Дмитрий Медведев (занимавший на тот момент пост президента) подписал так называемый "сухой закон" для автомобилистов. До этого в России была установлена допустимая норма содержания алкоголя в крови, которая составляла 0,3 промилле. В апреле 2013 года с предложением вернуть предельно допустимый уровень содержания алкоголя в крови — с учетом погрешности измерительных приборов — выступил Совет Федерации. Законодатели предложили наказывать водителей, если обнаружено более 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха, или 0,35 и более грамма на литр крови.  
В июле 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, отменяющий "нулевое промилле" для водителей. Он установил, что состоянием опьянения будет считаться наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. При этом закон увеличил до 50 тысяч рублей штраф за вождение в состоянии опьянения. Нововведение было направлено на то, чтобы не наказывать трезвых водителей, у которых алкотестеры могут отреагировать на кефир или квас, то есть если в крови найдена ничтожно малая доля фонового алкоголя.  
Хамзаев в своем обращении приводит в качестве аргумента возвращения "нулевого промилле" официальную статистику ГИБДД за 2014 год, согласно которой общее число ДТП с участием пьяных водителей выросло почти на 22%, а число погибших в этих авариях увеличилось почти вдвое – на 47%. 
"По моему мнению, усугублению ситуации поспособствовала отмена "нулевого промилле" в 2013 году, которая дала возможность употреблять алкоголь (хоть и в небольших количествах), перед тем как сесть за руль. У водителей появилась иллюзия того, что, выпив рюмку водки или стакан пива, они останутся безнаказанными. В итоге они не всегда могут рассчитать точную дозволенную дозу алкоголя", – отмечается в сообщении. 
– ДТП с участием пьяных водителей стало одной из самых главных проблем дорожной безопасности, поэтому считаю, что нужно уметь признавать свои ошибки, особенно, когда речь идет о таких социально ответственных вещах как жизнь и здоровье нации, – отмечает член ОП Султан Хамзаев. 
Недавно Общественная палата уже выступала с инициативой внести поправки в КоАП РФ, согласно которым лица, совершившие правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, в том числе и водители, обязаны по решению суда пройти курс лечения от алкоголизма. 
Общественник также отметил, что обращение обязательно будет подкреплено социологическим исследованием, которое в ближайшее время проведет по заказу Общественной палаты Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 
Психиатр-нарколог, эксперт Национального антинаркотического союза Марат Агинян отметил, что предлагаемая общественниками мера вписывается в политическую стратегию, в частности, в современную наркополитику, которая идет в сторону ужесточения, а не лояльности. 
– Опыт строгой наркополитики в разных странах показывает эффективность. Может это не очень научно, не очень психологично, не очень этично, но это работает. Мы, наркологи, имеем дело с последствиями социальных проблем, связанных с употреблением алкоголя, которые находятся за пределами медицины и психологии. Общество пытается решить эту проблему при помощи социальных рычагов. Но когда оно и власть не справляются с ней, пациент попадает ко мне. В разных странах этот вопрос решается по-разному – в каких-то более лояльно, в каких-то – менее. Но результативность запретительных мер в целом прослеживается, – отметил Марат Агинян. 
Председатель Молодежного союза автомобилистов Александр Квасов отметил, что "нулевое промилле" – все-таки довольно жесткая мера. 
– Дело в том, что есть большая вероятность так называемого фонового уровня алкоголя. Не стоит сбрасывать со счетов и погрешность измерения приборов. Возникает очень много ситуаций, когда все это приводит к наказанию невиновных. Практически во всем мире эта практика показывает, что должен быть какой-то минимально допустимый уровень алкоголя в крови, поскольку важно, чтобы система изначально предотвращала возможность появления травм и тем более смертей вместо того, чтобы искать виновных. По крайней мере, такая философия сейчас применяется в самых разных странах, – отметил Александр Квасов. 
Координатор движения "Общество синих ведерок" Петр Шкуматов также является противником возвращения "сухого закона" для водителей. Он уверен в том, что "нулевое промилле" порождает коррупционные схемы. К тому же значительно большую угрозу на дорогах представляют уставшие водители, чем немного выпившие. 
– Когда норма 0 промилле обсуждалась, одним из аргументов против был факт, что порядка пяти миллиардов рублей ежегодно перекочевывают из карманов водителей, у которых нашли какие-то молекулы этанола, в карманы гаишников. Сейчас же коррупция в этом вопросе практически исчезла. 
Эксперт также отметил, что употребление алкоголя за рулем снижает быстроту реакции, которая измерима научными методами и сопоставима с промиллями. Так, быстрота реакции любого человека, который выходит из офиса после восьмичасового рабочего дня и садится за руль – примерно 0,8 промиллей. 
– Даже современная мультимедийная система автомобиля отвлекает водителя гораздо больше, чем бокал пива. Я бы с удовольствием разрешил нашим людям выпивать бокал пива. Дело в том, что самый безаварийный период в Германии во время пивного фестиваля Oktoberfest, на который все бюргеры съезжаются на личных автомобилях. Понимая, что все вокруг немножко нетрезвые, все едут аккуратно и медленно, – отметил он. 
Источник:© ИА "Амител" 6.04.2015