КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер»

Назад к списку

Россияне стали больше употреблять слабоалкогольных напитков

3 июня 2016 
В России вырос спрос на слабоалкогольные напитки, их ассортимент значительно расширился - такой вывод сделали эксперты, исходя из изменений в реестре алкогольной продукции. 

За последний год перечень официально учтенных наименований увеличился примерно на треть. Но быстрее всего расширяется ассортимент пива и медовухи, следует из справок Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Например, на 1 мая 2015 года в реестре числилось 6,6 тысячи наименований пива, а сейчас уже более 10 тысяч.  
За год прирост составил более 50 процентов. Количество разновидностей сидра и медовухи пока относительно невелико и составляет всего несколько сотен. Но за год число наименований выросло почти в три раза. 
Эксперты объясняют увеличение разнообразия продукции с невысоким содержанием алкоголя ростом спроса и выходом на рынок новых производителей. "Расширение ассортимента пива связано с появлением крафтовой продукции, то есть производимой небольшими предприятиями. Каждая такая пивоварня регистрирует собственное название пива", - говорит руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. 
Медовуху и сидр выпускают те же "малыши". Они стремятся диверсифицировать производство ради привлечения потребителей широким ассортиментом. К тому же акциз на медовуху меньше, чем на пиво, отмечает исполнительный директор Национального союза производителей пива и напитков Ксения Якимова. 
Новые компании на рынке появляются постоянно. "Например, с сентября 2015 года по март 2016 года в стране было открыто 50 мини- или даже микропивоварен. За последний год количество пивоварен выросло с 800 до 1000", - приводит данные Якимова. Бывают случаи, говорит эксперт, когда большие пивзаводы, принадлежащие транснациональным корпорациям, закрываются, а на их месте возникают небольшие пивоварни. 
Кстати привлекательный сейчас для населения образ пива, сидра и медовухи может использоваться и как прикрытие. "Названия "сидр" и "медовуха" сами по себе продвигают продукт. Поэтому некоторые недобросовестные производители под видом этих напитков выпускают совершенно другую продукцию", - говорит Вадим Дробиз. В таких случаях речь фактически идет о фальсификате, так как под видом медовухи продается так называемая слабоалкогольная продукция - по сути, смесь этилового спирта и вкусовых добавок. 
Изменения происходят и в других группах алкогольной продукции. Больше всего в реестре насчитывается разновидностей вин - на 1 мая 2016 года более 52 тысяч, а год назад было чуть более 40 тысяч. В этом случае увеличение количества наименований связано с выходом на рынок новых российских производителей, в особенности из Крыма. 
Что касается традиционной для России водки, то на 1 мая этого года зарегистрировано 4,7 тысячи наименований этого напитка, а год назад в реестре было около 4 тысяч. В этом случае, говорят эксперты, разнообразие наименований мало что может сказать о реальной ситуации. За последние 5-6 лет с рынка ушло примерно 50 процентов производителей крепкого алкоголя. 
Каким бы ни был рост количества наименований алкогольной продукции, в реальности совокупные объемы ее производства не увеличиваются, а ассортимент в магазинах будет только сужаться, считают эксперты. "Массовая розница в ситуации снижения потребительского спроса отказывается от неликвидной, то есть плохо продающейся алкогольной продукции, и оставляет на полках только наиболее востребованные виды алкоголя. Работать "на ассортимент" становится невыгодно", - отметил Вадим Дробиз. 
Статистика        
Реестр против контрафакта  
Федеральный реестр алкогольной продукции действует с 1 октября 2013 года для борьбы с контрафактной продукцией.  
Уведомлять о начале оборота новой алкогольной продукции должны как российские производители, так и импортеры до начала поставки товара. 
С 1 мая 2015 года в реестр алкогольной продукции была внесена 21 тысяча новых уведомлений. Список увеличился с 67 до 88 тысяч наименований. В реальности, на рынке представлено меньше разновидностей горячительных напитков, поскольку записи по продукции, выпуск которой прекращен, из реестра не исключаются. Но оценить темпы увеличения алкогольного разнообразия возможно. 
Российская газета - Федеральный выпуск №6985 (117)