КГБУЗ «Алтайский краевой наркологический диспансер»

Назад к списку

Алтайские анонимные алкоголики рассказали, как ходят в церковь и борются со "змием"

11 сентября 2015 
Первой группе трезвости на Алтае исполнилось 23 года. Тогда, в 1992 году, группа из нескольких человек переступила порог Покровского кафедрального собора Барнаула, чтобы испросить благословение на новую жизнь. Именно на новую, потому что та жизнь, которой жили эти люди до этого, была не просто плохой, а даже опасной. Это сегодня, вспоминая прошлое, они могут сказать: "Как хорошо, что я нашел в себе силы и сделал это! Признался сам себе, что пью, что алкоголик и с надеждой на чудо Божие и собственные силы решил начать жизнь заново!".  

В зале воскресной школы Покровского собора накануне всероссийского Дня трезвости, который отмечается 11 сентября, собрались около 30 человек. Тема встречи "Через духовность к трезвости". Кто-то из собравшихся не пьет уже более 15 лет, но до сих пор называет себя алкоголиком. Потому что это не болезнь, которую можно вылечить., а беда, которая всегда рядом и в любой момент может вернуться в дом, захватить тебя в плен. Пришедшие держатся в начале собрания за руки, чтобы выразить поддержку и признательность тем, кто рядом, а потом начинают рассказывать свои истории, адресованные новичкам сообщества. Истории о той жизни, в которой был алкоголь. Все рассказы похожи: грустные и страшные. Сюжет одинаков: праздник, депрессия, повод, желание, вскоре уже просто потребность "употребить горячительное", а потом наркологический диспансер, капельницы, слезы близких, обиды собственных детей и снова — запой и клиника. Вырваться из порочного круга непросто. Но для кого-то потрясением стало собственное отражение в зеркале, которое увидел на "трезвую голову", для кого-то бездомный, лежащий в лохмотьях около мусорного бака и обжигающая мысль: "а вдруг и я, я буду так же?!". У многих так начался путь к избавлению. Тернистый и долгий. Но для тех, кто собрался в зале — успешный.  
Протоиерей Александр Липовцев занимается решением проблемы алкоголизма среди населения более десяти лет. Служил в Новоалтайске — там появилась при храме группа анонимных алкоголиков, перевели в Павловск — организовал работу аналогичной группы там. Сейчас он служит в храме поселка Прудской Славгородской епархии. Но, по благословению митрополита Барнаульского и Алтайского Сергия, занимается организацией "групп трезвости" во всех четырех епархиях Алтайской митрополии. Как к этому пришел? При храме, где он служил, работал человек. Хороший, верующий. Но, как и многие на селе, любил выпить. Умер. Так и не смог побороть зависимость. Помня этот случай и того прихожанина, священнослужитель занялся работой с анонимными алкоголиками (сокращенно - АА) вплотную. Все свободное время он посвящает организации встреч, сейчас помогает наладить работу групп АА в Тальменке, Заринске, Алтайском. 
Александр Липовцев,протоиерей:

Я хочу, чтобы при каждом крупном приходе, в каждом райцентре каждой епархии работали группы анонимных алкоголиков. Чтобы не только врачи и психологи, но и священники помогали людям побороть недуг. Тем более, в 2014 году вышло постановление Священного Синода "Утверждение трезвости". Согласно этому документу, отделы по церковной благотворительности и социальному служению при епархиях и митрополиях должны заниматься решением проблемы алкоголизма на местах. В первую очередь потому, что это беда номер один не только на Алтае, но и во многих регионах.  

Наряду с протоиереем Александром Липовцевым вспомнить то, что было сделано за 23 года, в Покровский собор на встречу пришли и сотрудники Краевого наркологического диспансера. Многих из присутствующих они знают в лицо. Но сейчас это не врачи и пациенты, а, можно сказать, коллеги. Они делают общее дело. Помогают другим, как когда-то помогли им.  
А теперь давайте просто послушаем их истории.  
Анжеластаж трезвости 18,5 лет: 

Нас всегда было много. Мы вместе делали первый шаг, чтобы, прежде всего, признать свое бессилие. Первый шаг, а всего в программе к трезвости их 12, я делала много раз. Делала и возвращалась. И так потихоньку, постепенно пришла к тому, что имею сейчас. Рядом были те, кто и сегодня оказывает поддержку, но много и таких, кто после первого шага вновь сбился с пути и сегодня их нет с нами. Нет в этом мире. Я уверена, что если мы не будем делиться опытом, продолжать ходить на встречи, то просто умрем. Нужно помнить, что отдаешь на рубль — получаешь на сто. Помог себе — помоги другим. Это вроде бы штампованные фразы, но они меня и спасают.

Сергей,стаж трезвости 17 лет:

Я кодировался везде, знал в Барнауле все точки. Тогда это делали не в медицинских центрах, а в кооперативах. А еще я знал 35 способов получить спирт из чего угодно и охотно делился познаниями с другими, сидящими в очереди на кодировку. И только в наркологическом диспансере меня спасли. Делали иглоукалывание, проводили беседы с психологом, не унижали, а действительно старались помочь. Путь в сообщество анонимных алкоголиков мы начали втроем с приятелями. На сегодня в живых я один. И каждую неделю хожу на встречи. Это работает! Трудно представить, но желание выпить появляется до сих пор. Тогда я просто звоню кому-то из АА, кому угодно — наугад и мы просто разговариваем.  

Александр,стаж трезвости 15 лет:

Самое трудное для любого алкоголика — признать что ты алкоголик. Например, я всегда говорил врачам, что у меня нет проблем с алкоголем, а есть проблемы с головой. Отсюда и все беды. Много сил ушло, чтобы понять, что это отговорка. Когда в очередной раз отказали в кодировании, то начал заниматься по программе 12 шагов. Держусь. И все желаю. И особенное спасибо духовенству за поддержку. Здесь никогда не осудят.  

Владимир,стаж трезвости 15 лет: 

Хвастать нечем. Прошел шесть наркологий. Всегда считал, что алкаши — это те, кто валяются на улице, а я культурный человек, просто с проблемами. Однажды сидел в очереди с механизаторами и трактористами, которых привезли в город кодировать перед посевной из какой-то далекой деревни. И понял, что ничем не лучше. Может, и хуже. До сих пор помню 7 июня 2000 года. Тогда я увидел в зеркале свое черное лицо и белое дряблое тело и испугался. По-настоящему. Я был отъявленным атеистом и вдруг позвал жену в Покровский собор. Он тогда был чуть ли не один. И перекрестился. Само собой получилось. И почувствовал такую легкость! Вспомнил, как еще в детстве выпил бражки, как потом по-детски искренне раскаивался. Чуть не до слез. И как-то все сложилось, что пить перестал. Считаю, что мне помогло и то, что всегда мало говорил, но очень любил слушать других. И вот эти беседы — психологов из наркологии, священников из храмов, людей с большим опытом трезвости меня и вытащили.  

Справка

Анонимные алкоголики или АА (англ. Alcoholics Anonymous) — сообщество, объединяющее людей, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. 

Единственное условие для членства в АА — желание бросить пить. Члены АА не платят ни вступительных, ни членских взносов. Они сами себя содержат на свои добровольные пожертвования. 

АА не связано ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением; не вступает в полемику по каким бы то ни было вопросам, никого не поддерживает и не выступает против чьих бы то ни было интересов. 

P.S. По вопросам освобождения от алкогольной зависимости и получения помощи от тех, кто как никто другой знает проблему изнутри, – от волонтеров групп Анонимных алкоголиков можно обратиться к протоиерею Александру Липовцеву по тел. 8-906-969-8004.   
сайт Алтапресс 11.09.2015